Воскресенье 24 Января 2021 Icq & Skype - консультация
Юридические Консультации
НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ ПАРТНЕРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОНСУЛЬТАЦИИ ФОРУМ ДОКУМЕНТЫ КОНТАКТЫ
        
Качаем Права, вместе с Google

Флористика


Фото студия


Типовые формы документовформа документов


» Кодекс об административном судопроизводстве.


  


Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе при исполнении делегированных полномочий.

В административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия и бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме случаев, для которых Конституцией или законами Украины установлен другой порядок судебного производства (ст..2).

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, считающее, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых взаимоотношений. Субъект властных полномочий имеет право обратиться в административный суд в случаях, установленных законом (ст..104).

Компетенция административных судов.
1. Компетенция административных судов распространяется на :
  1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по поводу обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия
  2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение и увольнение с публичной службы
  3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают из заключения и исполнения административных договоров
  4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
  5) споры относительно правоотношений, связанных с выборным процессом или процессом референдума

2. Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:
  1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины
  2) подлежащие решению в порядке уголовного судопроизводства
  3) о наложении административных штрафов
  4) в отношениях, которые согласно закона, устава (положення) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (ст..17)

Содержание административного иска.
Административный иск может содержать следующие требования:
  1) отмена или признание недействительным решение ответчика-субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений
  2) обязательство ответчика – субъекта властных полномочий принять решения или совершить определенные действия
  3) обязательство ответчика – субъекта властных полномочий воздерживаться от совершения определенных действий
  4) истребование от ответчика – субъекта властных полномочий возмещения ущерба, причиненного его незаконным решением, действием или бездействием
  5) исполнение приостановленного или невыполненного действия
  6) установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий

Исковое заявление может содержать также иные требования о защите прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений (ст..105)

Требования к исковому заявлению определяются ст.106.
Статья 106. Требования к исковому заявлению.

1. В исковом заявлении указывается:
  1) наименование административного суда, в который подается исковое заявление;
  2) Ф.И.О (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые есть;
  3) Ф.И.О (наименование) ответчика, должность и место службы должностного или служебного лица, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые известны;
  4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;
  5) в случае необходимости – ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора; об освобождении от оплаты правовой помощи и обеспечении правовой помощи, если соответствующий орган отказал лицу в обеспечении правовой помощи; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей;
  6) перечень документов и других материалов, которые прилагаются.
2. В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец указывает доказательства, о которых ему известно и которые могут быть использованы судом.
3. К исковому заявлению прилагаются его копии и копии всех документов, которые присоединяются к нему, в количестве соответственном количеству ответчиков, документ об оплате судебного сбора, кроме случаев, когда он не подлежит оплате.
4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты подписания.
5. Если исковое заявление подается представителем, то в нем указывается Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются. Одновременно с исковым заявлением подается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

Предметная подсудность административных дел
Местным общим судам как административным подсудны:
- административные дела, одной из сторон в которых выступает орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме тех, которые подсудны окружным административным судам
- все административные дела по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий в делах о привлечении к административной ответственности.
Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон выступает орган государственной власти, иной государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым, их должностное или служебное лицо, кроме дел по поводу их решений, действий или бездеятельности в делах об административных проступках.

Дела об обжаловании действий или бездеятельности должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным по выбору истца. Высшему административному суду Украины как суду первой и последней инстанции подсудны дела:
- относительно установления Центральной выборной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума
- относительно отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины
В случае неопределенности данным Кодексом предметной подсудности административного дела, такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца (ст..18).

Территориальная подсудность административных дел
Административные дела решаются административным судом по месту нахождения ответчика.
Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъекта властных полномочий, которые касаются интересов конкретного лица, решаются административными судами по месту проживания (пребывания, нахождения) ответчика.
Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или иного субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины; административные дела, ответчиком в которых является заграничное дипломатическое или консульское представительство Украины, их должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннуляции регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительный роспуск, ликвидация) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
В случае неопределенности данным Кодексом территориальной подсудности административного дела, такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца (ст..19).

Срок обращения в административный суд
Срок обращения в административный суд устанавливается данным Кодексом или иными законами.
Для обращения в административный суд по поводу защиты прав, свобод и интересов лица устанавливается срок 1 год, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Если законом установлена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то исчисление срока обращения в административный суд начинается со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий (ст..99).

Последствия пропуска сроков обращения в административный суд
Пропуск срока обращения в административный суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска при условии, если на этом настаивает одна из сторон.
Если суд признает причину пропуска срока обращения в суд уважительной, административное дело рассматривается и решается в порядке, установленном Кодексом. Исковые заявления принимаются к рассмотрению административным судом независимо от окончания срока обращения в административный суд (ст..100).

Права и обязанности лиц, принимающих участие в деле
Лица, принимающие участие в деле, имеют равные процессуальные права и обязанности. Права:
  1) знать о дате, времени и месте судебного рассмотрения дела, обо всех судебных решениях, которые определяются в деле и касаются их интересов
  2) знакомиться с материалами дела
  3) заявлять ходатайства и отводы
  4) давать устные и письменные пояснения, доводы и возражения
  5) предоставлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств
  6) высказывать свои соображения по вопросам, которые возникают во время рассмотрения дела, задавать вопросы другим лицам, которые принимают участие в деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам
  7) заявлять протест против ходатайств, доводов и расчетов других лиц
  8) знакомиться с технической записью и журналом судебного заседания и подавать письменные возражения к ним
  9) делать из материалов дела выписки, снимать копии с материалов дела, получать копии судебных решений
  10) обжаловать судебные решения в части, касающейся их интересов
  11) пользоваться процессуальными правами, предоставляемыми данным Кодексом.
Лица, принимающие участие в деле, могут за свой счет дополнительно заказать и получить в суде заверенные копии документов и извлечения из них (ст..49).

Стороны административного процесса
Сторонами в административном процессе являются истец и ответчик.
Истцом в административном деле могут быть граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации (юридические лица), субъекты властных полномочий.
Ответчиком в административном деле является субъект властных полномочий, если иное не установлено Кодексом (ст..50).

Права и обязанности сторон
Кроме прав и обязанностей в соответствии со ст..49 –
- Истец имеет право: изменить основание или предмет административного иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от административного иска в любой момент до окончания судебного рассмотрения. Истец имеет право отказаться от административного иска в суде апелляционной или кассационной инстанции до окончания соответственно апелляционного или кассационного рассмотрения.
- Ответчик имеет право: признать административный иск полностью или частично, подать возражение против административного иска.
Стороны могут достигнуть примирения на любой стадии административного процесса, что является основанием для закрытия производства по административному делу. Суд не принимает отказа истца от административного иска, признания административного иска ответчиком и не признает условий примирения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи бы то ни было права, свободы или интересы (ст..51).

Замена несоответствующей стороны
Суд 1 инстанции, при установлении, что с административным иском обратилось не то лицо, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, может по согласию с истцом допустить замену первичного истца или ответчика соответствующим истцом или ответчиком, если это не приведет к изменению подсудности административного дела.
Если истец не согласен на его замену другим лицом, то это лицо может вступить в дело как третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о чем суд уведомляет третье лицо.
Если ответчик не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо как второго ответчика. В случае отказа в удовлетворении административного иска к такому ответчику, понесенные истцом издержки относятся на счет государства.
После замены стороны, вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечение второго ответчика рассмотрение административного дела начинается сначала (ст..52).

Третьи лица
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут вступить в дело в любой момент до окончания судебного рассмотрения, предъявив административный иск к сторонам. Удовлетворение административного иска таких лиц может полностью или частично исключать удовлетворение требований истца к ответчику. В случае вступления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, рассмотрение дела начинается сначала.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут выступить на стороне истца или ответчика в любой момент до окончания судебного рассмотрения, если решение по делу может повлиять на их права, свободы, интересы или обязанности. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, принимающих участие в деле, или по инициативе суда. Вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, не имеет следствием рассмотрение административного дела сначала (ст..53).

Кроме прав и обязанностей, определенных ст..49 Кодекса, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, имеют права истца.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют права и обязанности, определенные ст..49 Кодекса (ст..54).

Процессуальное правопреемство
В случае выбытия или замены стороны или третьего лица в отношениях, относительно которых возник спор, суд допускает на любой стадии административного процесса замену соответственной стороны или третьего лица ее правопреемником. Все действия, совершенные в административном процессе до вступления правопреемника, обязательны для него в такой же мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил. Граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, их объединения, юридические лица, не являющиеся субъектами властных полномочий, могут быть ответчиками только по административным искам субъекта властных полномочий:
  1) о временном запрете (приостановлении) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан
  2) о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан
  3) о принудительном выдворении иностранца или лица без гражданства из Украины
  4) об ограничении реализации права на мирные собрания (сборы, митинги, походы, демонстрации)
  5) в иных случаях, установленных законом (ст..55)

Обеспечение административного иска
Суд по ходатайству истца или по собственной инициативе может постановить определение об использовании способов обеспечения административного иска, если существует очевидная опасность нанесения ущерба правам, свободам и интересам истца до определения решения в административном деле, или если защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без использования таких способов, или для их восстановления необходимо будет приложить значительные усилия и расходы, а также если очевидными являются признаки противоправности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий (ст..117).

Вызов в суд. Повестка.
Повестка вручается под расписку. Повестка может быть вручена непосредственно в суде. Суд может по согласию лица, принимающего участие в деле, выдать ему повестку для вручения другому лицу, которое вызывается в суд. Лицо, которое вручает повестку, обязано вернуть в административный суд расписку адресата о получении повестки, расписка приобщается к делу.
Расписка должна быть вручена не позднее чем за 7 дней до судебного заседания, кроме случая, когда повестка вручается непосредственно в суде. Повестка в делах, для которых установлены сокращенные сроки рассмотрения, должна быть вручена в срок, достаточный для прибытия в суд.
Считается, что повестка вручена также в случае получения ее под расписку кем-либо из совершеннолетних членов семьи адресата, проживающим вместе с ним. Лицо, получившее повестку, обязано незамедлительно сообщить о ней адресату. В случае временного отсутствия адресата лицо, обязанное вручит повестку, отмечает в повестке сведения о том, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, при наличии таких сведений.
Если лицо, принимающее участие в деле, находится под стражей или отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих, ограничение свободы, ареста, повестка и другие судебные документы вручаются ему под расписку администрацией места содержания такого лица. Администрация немедленно отсылает расписку этого лица в суд.
Лицам, проживающим за границами Украины, повестки вручаются в порядке, установленном международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дана Верховным Советом Украины, а в случае отсутствия таковых – через дипломатические и консульские учреждения Украины по месту проживания таких лиц. Считается, что повестка вручена юридическому лицу, если она доставлена по адресу, внесенному в соответствующий государственный реестр, или по адресу, указанному представителем юридического лица и это подтверждается подписью соответствующего служебного лица.
Считается, что повестка вручена должностному или служебному лицу, которое является участником административного процесса, если она доставлена по адресу места службы этого лица в порядке, установленном для юридических лиц. Вручение повестки представителю лица, которое принимает участие в деле, считается также вручением повестки и данному лицу.
Расписку о получении повестки (повестку в случае невозможности вручить ее адресату или отказа адресата от получения) необходимо немедленно вернуть в административный суд (ст..35).
Временем вручения повестки считается день заполнения расписки адресатом, его представителем, совершеннолетним членом семьи адресата, который проживает вместе с ним, служебным лицом органа, предприятия, учреждения, организации (ст..36).

Последствия отказа от получения повестки
В случае отказа адресата от получения повестки лицо, которое ее доставляет, делает соответствующую отметку на повестке и заверяет ее собственной подписью и незамедлительно возвращает в административный суд Лицо, отказавшееся получить повестку, считается уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания (ст..37).

Исключительные способы судебных вызовов и сообщений
Если Кодексом предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административного дела, то допускается судебный вызов или судебное уведомление лиц, принимающих участие в деле, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков телеграммой, факсимильным сообщением (факсом, телефаксом), электронной почтой, телефоном, через печатное средство массовой информации (ст..38).

Если место фактического проживания (пребывания) ответчика, третьих лиц, свидетелей неизвестно, суд может осуществить их вызов через средства массовой информации по последнему известному месту их проживания (пребывания) на территории Украины. Вызов публикуется в печатном средстве массовой информации не позднее чем за 7 дней до даты назначенного судебного рассмотрения дела.
Печатное средство массовой информации, в котором размещаются объявления о вызове на протяжении следующего года, определяется не позднее 1 декабря поточного года в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ст..39).
Лица, принимающие участие в деле, обязаны во время производства по делу уведомлять суд о смене места проживания (пребывания, нахождения), работы, службы. В случае неуведомления о смене адреса повестка посылается по последнему адресу и считается врученной.
Лица, принимающие участие в деле, свидетели, эксперты, специалисты, которые не могут по уважительным причинам прибыть в суд, обязаны своевременно уведомить об этом суд (ст..40).

Доказательства
Доказательствами в административном судопроизводстве являются какие-либо фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, которые обосновывают требования и возражения лиц, принимающих участие в деле и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются судом на основании пояснений сторон, третьих лиц и их представителей, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, выводов экспертов.
Доказательства суду предоставляют лица, принимающие участие в деле. Суд может предложить предоставить дополнительные доказательства или истребовать дополнительные доказательства по ходатайству лиц, принимающих участие в деле или по собственной инициативе (ст..69).
Предметом доказывания являются обстоятельства, которыми обосновываются исковые требования или возражения, или такие обстоятельства, которые имеют иное значение для решения дела (причины пропуска срока для обращения в суд) и которые надлежит установить при определении судебного решения по делу. Для установления таких обстоятельств в судебном заседании заслушиваются пояснения лиц, принимающих участие в деле, показания свидетелей, исследуются письменные и вещественные доказательства, в том числе носители информации с записанной на них информацией, выводы экспертов (ст..138).
Суд оценивает доказательства, имеющиеся в деле, по своему внутреннему убеждению, что основывается на их непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании. Никакие доказательства не имеют для суда наперед установленной силы. Суд оценивает соответствие, допустимость, достоверность каждого доказательства отдельно, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст..86).

Обязанность доказывания
Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, которыми обосновываются ее требования, кроме случаев, установленных ст..72 Кодекса.
В административных делах о противоправности решений, действий или бездействия субъекта властных полномочий обязанность доказательства правомерности своего решения, действий или бездействия ложится на ответчика, если он возражает против административного иска.
Если лицо, принимающее участие в деле, не может самостоятельно предоставить доказательства, то оно должно указать причины, по которым такие доказательства не могут быть предоставлены, и сообщить, где они находятся или могут находиться. Суд способствует в реализации этой обязанности и истребует необходимые доказательства. Субъект властных полномочий должен предоставить суду все имеющиеся у него документы и материалы, которые могут быть использованы в качестве доказательств в суде. В случае невыполнения этой обязанности суд истребует указанные документы и материалы.
Суд может собирать доказательства по собственной инициативе.
Если лицо, принимающее участие в деле, без уважительной причины не предоставит доказательств на предложение суда для подтверждения обстоятельств, на которые оно ссылается, суд решает дело на основании наличествующих доказательств (ст..71).

Обеспечение доказательств
Лица, принимающие участие в деле и обоснованно полагающие, что предоставление необходимых доказательств впоследствии станет невозможным или затрудненным, имеют право просить суд обеспечить эти доказательства. Обеспечение доказательств может осуществляться также по заявлению заинтересованного лица до открытия производства по делу (ст..73).
Суд обеспечивает доказательства допросом свидетелей, назначением экспертизы, истребованием и осмотром письменных или вещественных доказательств, в том числе по месту их нахождения (ст..74).

Заявление об обеспечении доказательств
В заявлении об обеспечении доказательств должны быть указаны
  - доказательства, которые необходимо обеспечить,
  - обстоятельства, которые могут быть подтверждены этими доказательствами
  - обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что предоставление необходимых доказательств может стать невозможным или затрудненным
  - дело, для которого необходимы эти доказательства, или с какой целью необходимо обеспечение
Заявление об обеспечении доказательств подается в суд, который рассматривает дело, а если производство по делу еще не открыто – в местный административный суд, на территории которого могут быть произведены процессуальные действия по обеспечению доказательств.
Заявление об обеспечении доказательств рассматривается на протяжении 5 дней после его поступления с уведомлением сторон и других лиц, принимающих участие в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим способом уведомлены, не препятствует рассмотрению заявления.
В случае обоснованного требования лица, подавшего заявление об обеспечении доказательств, а также, если нельзя установить, к кому могут быть впоследствии предъявлены требования, заявление об обеспечении доказательств рассматривается судом безотлагательно только при участии лица, подавшего заявление.
Вопрос об обеспечении доказательств решается определением, которое может быть обжаловано. Обжалование определения об обеспечении доказательств не останавливает его исполнения, а также не препятствует рассмотрению дела.
Об обеспечении доказательств или об отказе в обеспечении доказательств суд постановляет определение. В определении об обеспечении доказательств определяется порядок и способ его исполнения. Определение об отказе в обеспечении доказательств может быть обжаловано лицом, обратившимся с заявлением об обеспечении доказательств.
Обеспечение доказательств осуществляется по общим правилам производства соответствующих процессуальных действий (ст..75)

Назначение судебной экспертизы
Для выяснения обстоятельств, которые имеют значение для дела и требуют специальных знаний в области науки, искусства, техники, ремесла и прочее, суд может назначить экспертизу.
Лица, принимающие участие в деле, имеют право подать суду вопросы, на которые необходим ответ эксперта. Количество и содержание вопросов, с которыми должна быть проведена экспертиза, определяется судом. Суд должен мотивировать отклонение вопросов лиц, принимающих участие в деле.
Лица, принимающие участие в деле, имеют право просить суд назначить экспертизу и поручить ее проведение соответствующему экспертному учреждению или конкретному эксперту. Если стороны договорились о привлечении экспертами определенных лиц, суд должен назначить их соответственно этой договоренности (ст..81).

Письменные доказательства
Письменные доказательства, в том числе протоколы осмотра, составленные по судебному поручению или в порядке обеспечения доказательств, объявляются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, принимающим участие в деле, а в случае необходимости – также свидетелям, экспертам, специалистам или переводчикам. Лица, принимающие участие в деле, могут задавать вопросы свидетелям, экспертам, специалистам по поводу письменных доказательств.
Если приобщенный к делу или представленный суду для ознакомления документ лицом, принимающим участие в деле, вызывает сомнение в его достоверности или является фальшивым, лицо, принимающее участие в деле может просить суд исключить его из числа доказательств и решать дело на основании других доказательств или требовать проведения экспертизы (ст..143).

Исследование содержания личных бумаг, писем, записей телефонных разговоров, телеграмм и других видов корреспонденции
Содержание личных бумаг, писем, записей телефонных разговоров, телеграмм и других видов корреспонденции физических лиц может быть объявлено и исследовано в открытом судебном заседании только по согласию лиц, определенных Гражданским кодексом Украины (ст..144).

Исследование вещественных доказательств
Вещественные доказательства осматриваются судом, а также предоставляются для ознакомления лицам, принимающим участие в деле, а в случае необходимости - также экспертам, специалистам и свидетелям. Лица, которым предоставлены для ознакомления вещественные доказательства, могут обратить внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с доказательством и его осмотром.
Протоколы осмотра вещественных доказательств, составленные в порядке обеспечения доказательств, исполнения судебного поручения или по результатам осмотра доказательств на месте, объявляются в судебном заседании. Лица, принимающие участие в деле, могут дать свои пояснения по поводу этих протоколов.
Лица, принимающие участие в деле, могут задавать вопросы по поводу вещественных доказательств экспертам, специалистам, свидетелям, которые их осматривали (ст..145).

Исследование звуко- и видеозаписей
Воспроизведение звукозаписи и демонстрация видеозаписи проводятся в зале судебного заседания или в другом специально оборудованном для этого помещении с отображением в журнале судебного заседания основных технических характеристик оборудования и носителей информации и указанием времени воспроизведения (демонстрации). После этого суд заслушивает пояснения лиц, принимающих участие в деле.
В случае необходимости воспроизведение звукозаписи и демонстрация видеозаписи могут быть повторены полностью или в определенной части.
С целью выяснения сведений, содержащихся в звуко- и видеозаписях, суд может привлечь специалиста или назначить экспертизу.
Заявление о фальшивости звуко- и видеозаписей суд рассматривает в порядке, установленном для рассмотрения заявлений о фальшивости письменных доказательств. Во время исследования звуко- или видеозаписи личного характера применяются правила Кодекса об исследовании содержания личных бумаг, писем, записей телефонных разговоров, телеграмм и других видов корреспонденции (ст..146).

Осмотр доказательств на месте
Письменные и вещественные доказательства, которые нельзя доставить в суд, осматриваются по их месту нахождения. О проведении осмотра доказательств на месте суд постановляет определение.
Осмотр доказательств на месте проводится судом с уведомлением лиц, принимающих участие в деле, а в случае необходимости – с вызовом экспертов, специалистов, переводчиков и свидетелей. При осмотре доказательств на месте составляется протокол (ст..147).

Основания для освобождения от доказательства
Обстоятельства, установленные судебным решением в административном, гражданском или хозяйственном деле, которые вступили в силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых принимают участие те же самые лица или лицо, относительно которого установлены эти обстоятельства.
Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не требуется доказывать Обстоятельства, которые признаются сторонами, могут не доказываться перед судом, если против этого не возражают стороны и у суда не возникает сомнений по поводу достоверности этих обстоятельств и добровольности их признания.
Приговор суда в уголовном деле или постановление суда в деле об административном нарушении, которые набрали законную силу, являются обязательными для административного суда, который рассматривает дело о правовых последствиях действий или бездеятельности лица, относительно которого определен приговор или постановление суда, только в вопросах, имело ли место деяние и или совершено оно именно этим лицом (ст..72).

Апелляции
Судом апелляционной инстанции в административных делах является апелляционный суд в границах территориальной юрисдикции которого находится местный административный суд (местный общий суд как административный или окружной административный суд), который постановил решение.
В случае, определенном ч.6 ст.177 судом апелляционной инстанции является Высший административный суд Украины (ст.184)

Порядок и сроки апелляционного обжалования
Об апелляционном обжаловании решения суда 1 инстанции сначала подается заявление. Обоснование мотивов обжалования и требования к суду апелляционной инстанции излагаются в апелляционной жалобе.
Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются в административный суд апелляционной инстанции через суд 1 инстанции, который постановил обжалуемое судебное решение. Копия апелляционной жалобы одновременно отсылается лицом, которое ее подает, в суд апелляционной инстанции.
Заявление об апелляционном обжаловании постановлении суда 1 инстанции подается на протяжении 10 дней со дня его провозглашения, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со ст.160 – с дня составления в полном объеме.
Апелляционная жалоба на постановление суда 1 инстанции подается в течение 20 дней после подачи заявления об апелляционном обжаловании.

Заявление об апелляционном обжаловании определения суда 1 инстанции подается в течение 5 дней со дня оглашения решения. Если определение было постановлено без вызова лица, которое его обжалует, то срок подачи заявления об апелляционном обжаловании исчисляется со дня получения таким лицом копии определения.
Апелляционная жалоба на решение суда 1 инстанции подается в течение 10 дней после подачи заявления об апелляционном обжаловании.
Апелляционная жалоба может быть подана без предварительной подачи заявления об апелляционном обжаловании, если жалоба подается в срок, установленный для подачи заявления об апелляционном обжаловании.
Заявление об апелляционном обжаловании или апелляционная жалоба, поданные после окончания установленных сроков, остаются без рассмотрения, если суд апелляционной инстанции на основании заявления подавшего их лица, не найдет оснований для продления срока, о чем постановляется определение (ст.186).

Требования, предъявляемые к заявлению об апелляционном обжаловании и апелляционной жалобе
Статья 187. Требования к заявлению об апелляционном обжаловании и к апелляционной жалобе

1. Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются в письменной форме.
2. В заявлении об апелляционном обжаловании постановления или определения указываются:
  1) наименование административного суда апелляционной инстанции, в который подается заявление;
  2) Ф.И.О. (наименование), почтовый адрес лица, которое подает заявление, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
  3) постановление или определение, которое подлежит обжалованию.
3. В апелляционной жалобе указываются:
  1) наименование административного суда апелляционной инстанции, куда подается жалоба;
  2) Ф.И.О. (наименование), почтовый адрес лица, которое подает апелляционную жалобу, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
  3) дата подачи заявления об апелляционном обжаловании;
  4) требования лица, подающего апелляционную жалобу, в суд апелляционной инстанции;
  5) обоснование требований лица, подавшего апелляционную жалобу, с указанием того, в чем состоит неправильность или неполнота исследования доказательств и установления обстоятельств в деле и (или) применения норм права;
  6) в случае необходимости - ходатайство лица, подающего апелляционную жалобу, об истребовании новых доказательств, о вызове свидетелей;
  7) перечень материалов, которые прилагаются.
4. В апелляционной жалобе указывается, желает ли лицо принять участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, или просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
5. Если в апелляционной жалобе приводятся новые доказательства, которые не были предоставлены суду 1 инстанции, то указывается причина, по которой эти доказательства не были предоставлены.
6. Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подписываются лицом, которое их подает, или ее представителем, который подает оформленный соответствующим образом документ о своих полномочиях, если этот документ не подавался ранее.
7. К заявлению об апелляционном обжаловании и к апелляционной жалобе прилагаются их копии в количестве соответственном количеству лиц, принимающих участие в деле. К апелляционной жалобе прилагается документ об оплате судебного сбора, а также копии приложенных к ней письменных материалов в количестве соответственном количеству лиц, принимающих участие в деле.

Возражения на апелляционную жалобу.
Лица, которые принимают участие в деле, имеют право подать в административный суд апелляционной инстанции возражения на апелляционную жалобу в письменной форме в течение установленного судом апелляционной инстанции срока.
Возражение на апелляционную жалобу содержит:
  1) наименование административного суда апелляционной инстанции
  2) Ф.И.О. (наименование), почтовый адрес лица, которое подает возражение на апелляционную жалобу, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются
  3) номер административного дела в административном суде апелляционной инстанции, если он сообщен судом апелляционной инстанции
  4) обоснование возражений по содержанию и требованиям апелляционной жалобы
  5) в случае необходимости – ходатайство лица, которое подает возражение на апелляционную жалобу
  6) перечень материалов, которые прилагаются
В возражении на апелляционную жалобу указывается, хочет ли лицо принять участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции или просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Возражение на апелляционную жалобу подписывается лицом, которое его подает или его представителем, который подает оформленный соответствующим образом документ о его полномочиях, если таковое не было сделано в суде 1 инстанции (ст.191).

Обжалование в кассационном порядке
Порядок и сроки кассационного обжалования

Кассационная жалоба подается непосредственно в административный суд кассационной инстанции Кассационная жалоба на судебное решение подается в течение 1 месяца после вступления в законную силу судебного решения апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных данным Кодексом, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со ст.160 – с дня составления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба, поданная после окончания установленного срока, остается без рассмотрения, если суд кассационной инстанции не найдет оснований для продления срока, о чем постановляется определение (ст.212).

Требования, предъявляемые к кассационной жалобе
Кассационная жалоба подается в письменной форме.
В кассационной жалобе указывается:
  1) наименование административного суда кассационной инстанции
  2) Ф.И.О. (наименование), почтовый адрес лица, которое подает кассационную жалобу, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые есть
  3) судебные решения, которые подлежат обжалованию
  4) обоснование требований лица, подающего кассационную жалобу, с указанием того, в чем состоит нарушение норм материального или процессуального права
  5) требования лица, подающего кассационную жалобу в суд кассационной инстанции
  6) в случае необходимости – ходатайство лица, подающего кассационную жалобу
  7) перечень материалов, которые прилагаются

Кассационная жалоба может содержать ходатайство лица о рассмотрении дела с его участием. При отсутствии такого ходатайства считается, что лицо не выражает желания принимать участия в судебном заседании суда кассационной инстанции. Кассационная жалоба подписывается лицом, которое ее подает или представителем лица, который прилагает оформленный соответствующим образом документ о своих полномочиях, если этого не было сделано в суде первой или апелляционной инстанции.
К кассационной жалобе прилагается документ об оплате судебного сбора, а также копии кассационной жалобы соответственно количеству лиц, принимающих участие в деле (ст..213).

Пересмотр дела по вновь выявленным обстоятельствам.
Постановление или определение суда, которое вступило в законную силу, может быть пересмотрено в связи с вновь выявленными обстоятельствами.
Обстоятельствами для пересмотра судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами являются:
  1) существенные для дела обстоятельства, которые не были или не могли быть известными лицу, которое обращается с заявлением, на момент рассмотрения дела
  2) утверждения приговором суда, вступившего в законную силу, заведомо неправдивых показаний свидетеля, заведомо неправильного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, фальшивости документов или вещественных доказательств, что повлекло за собой постановление незаконного или необоснованного решения
  3) установление приговором суда, который вступил в законную силу, вины судьи в совершении преступления, вследствие которого было постановлено незаконное или необоснованное решение
  4) отмена судебного решения, которое стало основанием для принятия постановления или постановления определения, подлежащего пересмотру
  5) установление Конституционным Судом Украины неконституционности закона, другого правового акта или их отдельного положения, примененного судом при решении дела, если решение суда еще не исполнено.

Пересмотр судебных решений в связи с вновь выявленными обстоятельствами в случае принятия новых законов, других нормативно-правовых актов, которыми отменены законы и другие нормативно-правовые акты, которые действовали на момент рассмотрения дела, не допускается, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность физического лица (ст..245).

Право подавать заявление о пересмотре судебного решения по вновь выявленным обстоятельствам
Лица, которые принимали участие в деле, а также лица, которые не принимали участие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, имеют право подать заявление о пересмотре судебного решения суда любой инстанции, вступившее в законную силу, в связи с вновь выявленными обстоятельствами (ст..246).

Срок обращения о пересмотре судебного решения по вновь выявленным обстоятельствам
Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами может быть подано в течение 1 месяца после того, как лицо, которое обращается в суд, узнало или могло узнать о таких обстоятельствах (ст..247).

Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами
Требования к заявлению

Заявление о пересмотре судебного решения о пересмотре в связи с вновь выявленными обстоятельствами подается в письменной форме.
В заявлении указываются:
  1) наименование административного суда, в который подается заявление о пересмотре
  2) Ф.И.О. (наименование), почтовый адрес лица, которое подает заявление, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые есть
  4) судебное решение, о пересмотре которого по вновь выявленным обстоятельствам подается заявление
  5) обстоятельства, которые могли повлиять на судебное решение, но не были известны или не могли быть известны суду и лицу, которое обращается с заявлением, на момент решения дела
  5) обоснование со ссылкой на доказательства, которые подтверждают наличие вновь выявленных обстоятельств и содержание требований лица, подающего заявление в суд
  6) перечень документов и других материалов, которые прилагаются

Заявление подписывается лицом, которое его подает или представителем, который предоставляет соответственно оформленный документ о своих полномочиях. К заявлению прилагаются копии заявления в количестве, соответственном количеству лиц, которые принимали участие в деле и документ об уплате судебного сбора. Лицо, которое подает заявление, может приложить к нему документы или их копии, имеющие значение для правильного решения судебного дела и не были известны на момент утверждения судебного решения по делу (ст..248).

Порядок подачи заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами
Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами подается в суд той же инстанции, который первым допустил ошибку при решении дела вследствие незнания о существовании этих обстоятельств. Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами в случае установления приговором суда, вступившим в силу, вины судьи в совершении преступления, вследствие которого было постановлено незаконное или необоснованное решение, подается в административный суд той инстанции, судьей которого он был (ст..249).

Открытие судопроизводства в связи с вновь выявленными обстоятельствами
Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, которое поступило в административный суд, подается в порядке очередности судье административного суда. В рассмотрении заявления и пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами не может принимать участия судья, который принимал участие в постановлении судебного решения, о пересмотре которого ставится вопрос.
Не позднее следующего дня после подачи заявления в административный суд судья проверяет его на соответствие требованиям ст..248 и решает вопрос об открытии судопроизводства в связи с вновь выявленными обстоятельствами. После открытия судопроизводства в связи с вновь выявленными обстоятельствами судья посылает лицам, принимающим участие в деле, копии заявления о пересмотре и назначает дату, время и место судебного заседания, о чем оповещает лиц, принимающих участие в деле (ст..250).

Отказ от заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами и его последствия
Лицо, подавшее заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, может отказаться от заявления до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае принятия отказа от заявления суд закрывает производство в связи с вновь выявленными обстоятельствами, о чем постановляет определение.
В случае принятия отказа от заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами другие лица, принимавшие участие в деле, могут требовать компенсации лицом, которое подало заявление, судебных издержек, понесенных ими во время пересмотра судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами.
Лицо, отказавшееся от заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, не может повторно обращаться в суд с таким заявлением на тех же основаниях (ст..251).

Порядок осуществления пересмотра судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами
Заявление о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами рассматривается судом на протяжении 2 месяцев после его поступления по правилам для производства в суде той инстанции, которая осуществляет пересмотр.
Лица, которые принимают участие в деле, уведомляются о дате, времени и месте рассмотрения заявления. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим способом уведомлены, не препятствует рассмотрению заявления и пересмотру судебного решения.
Суд своим определением может остановить исполнение судебного решения, которое пересматривается в связи с вновь выявленными обстоятельствами, до окончания пересмотра.
Суд может не исследовать доказательства касательно обстоятельств, установленных в судебном решении, которое пересматривается в связи с вновь выявленными обстоятельствами, если они не оспариваются (ст..252).

Особенности судопроизводства в делах об обжаловании нормативно – правовых актов
Правила ст..171 распространяются на рассмотрение административных дел относительно:
  1) законности (кроме конституционности) постановлений Верховного Совета Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, постановлений Верховного Совета Автономной Республики Крым
  2) законности и соответствия правовым актам высшей юридической силы нормативно – правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий.

Право обжаловать нормативно – правовой акт имеют лица, к которым он применен, а также лица, являющиеся субъектом правоотношений, в которых будет применен этот акт.
В случае открытия судопроизводства по административному делу по поводу обжалования нормативно – правового акта суд обязывает ответчика опубликовать объявление об этом в издании, в котором этот акт был официально опубликован. Объявление должно содержать требования истца относительно обжалуемого акта, реквизиты нормативно – правового акта, дату, время и место судебного рассмотрения административного дела. Объявление должно быть опубликовано не позднее как за 7 дней до судебного рассмотрения.
Если объявление опубликовано своевременно, считается, что все заинтересованные лица соответствующим образом уведомлены о судебном рассмотрении дела. Жалобы на судебные решения в этом деле таких лиц, если они не принимали участия в деле, остаются без рассмотрения.
Административное дело относительно обжалования нормативно – правовых актов решается в разумный срок, но не позднее 1 месяца после открытия производства по делу. В исключительных случаях с учетом особенностей рассмотрения дела суд определением может продолжить рассмотрение дела, но не более чем на 1 месяц. Суд может признать нормативно–правовой акт незаконным или таким, что не соответствует правовому акту высшей юридической силы, полностью или в отдельной его части.
Если в процессе рассмотрения дела об обжаловании нормативно-правового акта выявлено незаконность или несоответствие правовому акту высшей юридической силы, других правовых актов или их отдельных положений, кроме тех, относительно которых открыто производство по административному делу и которые оказывают влияние на принятие постановления в деле, суд признает такие акты или их отдельные положения незаконными или такими, что не соответствуют правовому акту высшей юридической силы.
Постановление суда в делах об обжаловании нормативно-правовых актов обжалуется в общем порядке.
Резолютивная часть постановления суда о признании нормативно-правового акта незаконным или таким, что не соответствует правовому акту высшей юридической силы, и о признании его недействительным безотлагательно публикуется в издании, в котором он был официально опубликован, после вступления постановления в законную силу.
Правила этой статьи применяются также в случаях, когда вопрос о законности нормативно-правового акта или соответствия его правовым актам высшей юридической силы возник во время рассмотрения другого административного дела (ст..171).



Разделы

» Форма заявлений

» Форма документов

» АКТ-

» Права потребителей

» Процессуальный кодекс

» Процессуальные заявления

» Tрудовые споры

» Cемейные споры


Партнеры проекта

Качай Права, Юридические Консультации - prava.net.ua Портал защиты прав пациентов - HealthRights.in Яндекс цитирования Rambler's Top100